Масло

О масле можно писать бесконечно – оно, как тема расхода. Поэтому не стану разворачивать во всех тонкостях, а ограничусь обобщениями – для простоты восприятия.

Кому срочно нужно масло, одобренное его святейшеством GM, выбирать тут - http://www.centerforqa.com/gm/dexos2-brands Не все из них плохие, иногда встречаются и терпимые. Иногда встречаются и отличные, но суть у них одна: урезанный присадочный пакет убивает масла в любых условиях эксплуатации намного быстрее, чем хотелось бы.

Поклонникам инструкций к автомобилю, и верящим в инженерную мысль, далее не читать! Опасно для психики.

Для более вдумчивых информация ниже.

Систематизированные результаты независимой методики тестирования в условиях, приближенных к реальным

Аналогичные любительские тесты Dexos 2

Мои личные наблюдения из опыта ремонта и обслуживания двигателей: нет ничего хуже для городского цикла, чем GM original (блендер Wolf.Co)

Z18XER. Разница в пробеге более, чем трёхкратная. Обе машины ходили строго в городах с населением около миллиона. Какой прошёл больше?

85 тысяч, всё по регламенту. Основной диагноз - полный тромбоз и плавная смерть всей системы фазовращения. Это не смертельно, но мотор просто не развивает половины тяги.

Ещё страшилка, F16D3 (65 тысяч на GM original, замена каждые 10)

Более-менее типичное состояние F16D3 для города с соблюдением примерных рекомендованных интервалов на оригинале

Допуски GM, в соответствии с которыми применяется масло.

SAE - 0w30, 0w40, 5w30, 5w40, 10w30, 10w40

API – SM и выше (вторая буква по алфавиту - повышение класса). В реальности SL (более ранний) идеально подходит

ACEA – A3, C3

Что представляют из себя стандарты:

SAE – указывает на температурный диапазон вязкостных характеристик. И только. Первая цифра несёт информацию по минимально возможной температуре запуска, при которой масло сохранит минимальную текучесть, чтобы гарантированно прокачать его насосом. Когда-то рассчитывалась по формуле "указанное число минус 30 градусов". Потеряло актуальность последние 10 лет в связи со сменой основ и присадочных пакетов. Действительности практически не соответствует. Вторая цифра указывает на коэффициент текучести при рабочих температурах.

API – обобщённая классификация, подразумевающая набор химических свойств основ масел и присадочного пакета.

АСЕА – классификация, подразумевающая вязкостную составляющую, но не текучести, а плёнки под давлением, которая создаётся между нагруженными сопряжёнными узлами, а также присадочный пакет, в первую очередь в области моющих и противоизносных присадок.

Основы масел:

Минеральная – получаемая путём перегона нефтяных фракций. 2 вида – малосернистое и высокосернистое

Гидрокрекинговая – получаемая путём изменения молекулярной структуры минерального масла. Это – практически 90% нынешнего масляного рынка для автомобилей, аналогичных нашему

ПАО – чисто синтетическая основа из полиальфаолеинов, в изготовлении не участвуют нефтепродукты

Эстеровая – чисто синтетическая на основе жирных кислот

Хотелось бы отметить, что слово «синтетика» не является техническим термином, а только маркетинговым. Поэтому не имеет смысла за него держаться.

В чистом виде из «синтетических» на нынешнем рынке присутствуют только гидрокрекинговые масла. Остальные так или иначе являются смесью в разном процентном соотношении с гидрокрекинговым. Чистого масла ПАО практически нет, т.к. его производить невыгодно, а чисто эстерового нет, т.к. оно обладает сильной "текучестью". Кроме всего прочего, у чистого, по-настоящему синтетического масла основная проблема - трудность длительного удержания в себе пакета присадок в связи с низкой полярностью.

Присадочные пакеты.

В том, или ином виде, их в мире всего лишь… 5. Отличаются, в основном, наличием/отсутствием/количеством модификаторов трения, щелочной составляющей, сульфатной, загустителей.

По набору составляющих понятно, в общем-то, что проблема выбора масла, и его влияния на двигатель очень сильно преувеличивается в среде автомобилистов.

- Какие опасности, кроме визуальных отложений, поджидают моторы с таким состоянием?

Частицы шлама (мельчайшая крошка сульфатной золы, структурно как мелкий песок), попадая на пары трения, оставляют мелкие задиры. Со временем стачиваются шейки распределительных валов, вкладыши коленчатого вала. Аналогичные процессы происходят на толкателях клапанов. Полимеры, выпадая из масла, клинят клапаны системы фазовращения, и сами фазовращатели; гидрокомпенсаторы на моторе 1,6 подвергаются обоим типам влияния; а также на этом моторе происходят наросты на тарелках клапанов, из-за чего клапан не может полностью закрыться, и возникают пропуски зажигания, особо характерные для холодных пусков в холодное время года.

Происходит закоксовывание маслодренажа в поршневых кольцах, которые теряют подвижность и способность полноценно снимать масло со стенок цилиндров, вследствие чего возникает жор масла, нагар на поршнях, клапанах, и неправильное сгорание.

-------------------------------

Основные мифы и заблуждения про масло:

- Я слечу с гарантии, если залью другое масло

Если взять в руки книжку по эксплуатации автомобиля, то там будут чётко указаны условия по SAE, API, ACEA. И НИЧЕГО более. Дилер, понуждаемый условиями договора с производителем, всячески старается спихнуть навязанное ему масло, тщательно выращивая страшилки. Ничего личного, просто бизнес ©. Вы имеете полное право приехать на ТО с собственным маслом, соответствующим техусловиям, взяв в магазине сертификат. Это позволяет полностью сохранить гарантийные обязательства по двигателю.

- Надо промывать двигатель при смене типа масла (сорта, производителя)

В обычном состоянии не надо. 

а) если есть то, что реально надо отмывать - такие моторы уже подлежат как минимум среднему, если не капитальному ремонту, где есть смысл хоть как-то оттянуть его наступление. Если отложений чересчур много.

б) а чем отмывать? Промывочное масло суть чистая минералка с лошадиной дозой моющей присадки. Пятиминутка суть концентрат растворителя.

в) как быть с тем количеством масла, которое в объёме до полулитра остаётся в двигателе (на стенках, в выемках гбц, насосе, каналах, распредвалах, шестернях и так далее)?

г) порой даже вредно - если химия термоядерная, то поднятый шлам, смола и нагар могут закупорить масляные каналы.

- Синтетика - это лучше полусинтетики, и вообще, синтетика - магическое слово

Вполне реально использовать в наших моторах простое минеральное масло. Надо просто тщательно контролировать его жизненный цикл. Есть ряд эксплуатационных условий, при которых это даже даст преимущество.

Повторю написанное выше - технический термин "синтетика" отсутствует в природе. Это маркетинговая уловка. Родное масло - продукт гидрокрекинга, т.е. с добавлением молекулы водорода в простое минеральное масло. Его тоже называют синтетикой. Так вот какое же оно на самом деле, "мутировавшее"? А полусинтетика - это половина молекулы водорода? 

- Деление синтетических масел на летние и зимние

Если отталкиваться от номинальной вызкости по SAE, то она уже давно потеряла смысл – во множестве масле имеются присадки для повышения порога загустевания, а также загустители для горячих режимов. В итоге, например, масло SAE 5w40 может оказаться ровно с такими же пограничными характеристиками, как и 0w30.

Кроме всего прочего, температурный режим двигателя поддерживается им же самим - снизу термостатом, обеспечивающим поддержку минимальной рабочей температуры ОЖ (для 1,6 80-82 градуса, для 1,8 - 90); сверху - вентилятором охлаждения (для 1,6 первая скорость 95-96, для 1,8 основная скорость вторая - 108, первая вспомогательная, динамически меняется, работает не во всех режимах, примерно 103-104). Поэтому единственная разница, кроме температуры и состояния масла при пуске - чуть более долгий (1-5 минут от летнего) разогрев мотора. Основное рабочее время температура одинакова. 

- Темнеет – значит, работает

В современном, правильно сконструированном, исправном двигателе практически отсутствуют угарные межсервисные потери, если не крутить в верхнем диапазоне оборотов. Тогда что же масло моет, кроме незначительных собственных отложений, и ничтожных осадков от прорыва газов в картер?  Основная причина потемнения масла – температурная деградация. Выгорание основы. Отмывка нагара - второстепенная причина. В частности, поэтому существует рекомендация – подогрел мотор – срочно менять масло. Плюс к тому, перегретое масло густеет.

- Использование рекомендованных межсервисных интервалов без оглядки на условия. 

Межсервисный интервал замены должен быть построен на двух составляющих: условия использования (город-трасса + рабочие обороты), и присадочные параметры масла. В первую очередь – это щелочное число (и зольность), и индекс HTHS (толщина плёнки под нагрузкой) начальный и конечный.

- Деления по качеству на бренды (Mobil лучше Motul ) и тому подобное. 

У каждого производителя есть несколько линеек масел, от откровенно стоково-ширпотребных до элитных. Точно такой же смысл имеет сравнивание колбасы двух разных заводов без упоминания названия и категории – копчёная она, или варёная  В быту смешно, но применимо к маслам примерно то же самое 

- Наш ужасный бензин насыщает масло серой. 

В нашем масле соединений серы столько, сколько не вырабатывается за сотню тысяч пробега на бензине. В бензинах класса евро-3 и выше, подавляющее количество которого продаётся на брендовых АЗС, разлагающих масло добавок нет и не может быть. По самой природе производства топлива. Даже кошмарные дизели почему-то имеют достаточные межсервисные пробеги на ужасной сернистой соляре… на таком же масле.

- Необходимо использовать только масло с допуском производителя машины. 

С момента появления наших моторов появилось 2 более современных допуска по основным классификациям. А Dexos, о ужас, не было и в помине. Между тем, позволю себе упомянуть конкретную марку – Mobil1 0w40 – нет, и не будет в списке Dexos по причине… завышенного щелочного числа, что лучше сказывается на моющих свойствах, и продлевает ресурс, и использования более качественной масляной основы. Ну и, возможно, по причине нежелания производителя платить миллионы за право надписи Dexos. Кроме всего прочего, масло с допуском конкретного автопроизводителя не будет отличаться от стандартного образца масла под собственным именем, без допуска, т.к. никто не будет создавать отдельный технологический цикл для иного брендирования/нанесения логотипа одобрения. Да-да, Dexos - это именно одобрение, а не требование, не стандартизация, не определение и не допуск. В котором приоритет отдан не технической составляющей, а экологической. В ущерб вашему мотору.

- Необходимо использовать ОЕМ-ное брендовое масло (якобы «от производителя», под торговыми марками «GM», «Toyota» и т.д.)

Надо понимать, что производство подобного масла в любом случае заказывается на профильных предприятиях по принципу минимального соответствия мировым стандартам для двигателя; дешевизны; локализации. Поэтому вполне реально, что масло под маркой GM, купленное, например, во Франции, будет несколько иным химически, чем масло с той же этикеткой и кодовым номером в России. И у него 100% будет химический двойник, носящий оригинальное имя от разливателя.

---------------------------------------------

Как правильно выбрать масло и его срок?

- Понять свой эксплуатационный стиль. 

Если это – город, с постоянными режимами старт-стоп, с частыми срабатываниями вентиляторов охлаждения, со средней скоростью в районе 20-25 км/ч; 

если стиль – позажигать от светофора до светофора; 

если климат очень жаркий, и средние скорости невелики, часто используется кондиционер – средний ресурс масла в полтора-два раза ниже. 

В спокойном трассовом стиле на правильно подобранных маслах межсервисный пробег может быть даже увеличен от рекомендуемого заводом.

- Различать моторы. 1,6 F16D3 намного более холодный, чем 1,6 и 1,8 Z16/18XER, а те, в свою очередь, имеют регулируемые маслом фазы газораспределения. В первом случае предпочтительно чуть более текучее масло, чем во втором, как для холодных, так и для горячих режимов работы.

- Научиться пользоваться таблицами основных свойств масел, которые в обязательном порядке опубликованы производителями на сайтах.

- Научиться читать документацию к маслу и его этикетку. Больше внимания уделять классификации API и ACEA, нежели SAE. Например, при прочих равных индекс АСЕА А3 будет говорить о возможности бОльшего срока службы, чем С3, хотя производители пишут несколько иное - мол, безопасно для катализаторов. Для катализаторов масло вредно в принципе, как таковое, и если он умрёт ровно на 100 тысячах пробега на С3, то можно утешить себя тем, что на А3 он умер бы на 99995 км. Износ мотора в это время будет несоизмерим.

Или, например, использование в SAE цифры "0" перед W - например, 0w30 косвенно расскажет о наличии в этом масле некоторого количества ПАО или эстеровой основ.

Скрывшаяся где-нибудь в уголке литера НС расскажет о гидрокрекинговом происхождении масла.

--------------------

Кстати, вдогонку о гидрокрекинге. Некоторые отраслевые стандарты ряда стран (например, Бельгии, Голландии) позволяют добавлять в гидрокрекинговые масла до половины простой минеральной основы. И в этих странах, в отличие от Германии, надпись "FULLY SYNTHETIC" не повлечёт за собой судебных разбирательств. Угадайте, в какой стране размещена Wolf Co. Ltd, разливающая для России 90% масла под торговой маркой GM?

-------------------

Идеальные основные ТТХ масел для наших моторов, полностью укладывающиеся во всевозможные API, ACEA, SAE Собственно, подготовкой к этим скупым строчкам было всё остальное 

Вязкость при +40: 70-80 сСт

При +100: 12-14 сСт

Общий индекс вязкости: 175-190

HTHS (вязкость при высокой температуре и высокой скорости сдвига, способность сохранять плёнку между парами трения) - не ниже 3,6

Точка вспышки: чем выше, тем лучше

Щелочное число: чем выше, тем лучше

Зольность: чем выше, тем лучше, но опаснее перепробег - сульфатная зола, выпадая из присадочного пакета, образует мелкодисперсные абразивные частицы, которые не сразу и не в полном объёме собираются масляным фильтром.

Величина последних трёх характеристик является определяющей для срока службы масла в тяжёлых условиях.

Туда же: масляная основа служит дольше по возрастающей: минеральное, полусинтетическое, гидрокрекинговое, ПАО, эстеровое. 

- Я ничего не понимаю из написанного, не знаю, куда заливать масло, пользуюсь проверенным сервисом, где мне что-то своё заливают; но не хочу, чтобы мотор был в таком состоянии, как на фото

Меняйте масло каждые 5-6 тысяч в городских условиях, и таковая проблема вас не постигнет с вероятностью более 90%, если не перегреете мотор

- Я ничего не понимаю из написанного, ничего не хочу читать. Просто скажите, какое масло мне заливать и когда его менять

Для абсолютного большинства автомобильных двигателей, режимов движения, пробегов, и пр. подойдет моторное масло "Mobil 1 0W40". Это дешевое, общедоступное и качественное моторное масло, статистка использования которого в совершенно разных моторах не вызывает никаких опасений. Это масло - минимально достаточный выбор для длительной эксплуатации любого мотора. Кроме того, это не значит, что не существует масел аналогичного качества - существуют и много, но упоминая именно эту марку, я опираюсь на значительный количественный опыт осмотра двигателей © (эту цитату я дёрнул у С. Смирнова с минимальной коррекцией, т.к. согласен по опыту работы с каждым словом).

Интервал замен в мегаполисе каждые 8-10 ткм. В городах поменьше 10-12 ткм. В смешанных условиях 12-15 ткм. В чисто трассовых 15-20 ткм. Для вышеуказанного масла и аналогичных ему химически!

В темах часто проскальзывает, что я рекламирую, рекомендую, продвигаю марку масла Mobil1 0w40. Это неверно. Если правильно читать текст, будет понятно, что оно приводится в пример, как наиболее известная, и распространённая. У каждого производителя имеется в линейке по 1-2 масла аналогичного состава. Например:

Motul 8100 X-cess 5w40 

Liqui Moly Synthoil High Tech 5W-40 

Valvoline SynPower 0W-40

Total Quartz Energy 0W30 (он же Elf Excellium Full-Tech)

Castrol Edge Professional 0W-40

Татнефть Люкс 3

 

Подписка
Имя
Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

 

YouTube
Vk