Подушки безопасности
Подушки безопасности автомобиля (общепринятое мировое название - airbag) предназначены для смягчения удара пассажиров в случае автомобильной аварии.
Историческая справка:
1953 – получение Вальтером Линдерером патента на подушку безопасности
1980 – установка подушки безопасности водителя
1994 – появление боковых подушек безопасности
В зависимости от направления сил, действующих на автомобиль при аварии, различают следующие виды подушек безопасности:
- фронтальные подушки безопасности;
- боковые подушки безопасности;
- головные подушки безопасности («шторки»);
- коленные подушки безопасности.

Подушка безопасности представляет собой эластичную оболочку, наполняемую газом, и газогенератор.
Газогенератор служит для наполнения оболочки подушки газом. В совокупности оболочка и газогенератор образуют модуль подушки безопасности.
Различают следующие конструкции газогенераторов :
- по форме - куполообразные и трубчатые;
- по характеру работы - с одноступенчатым и двухступенчатым срабатыванием;
- по способу газообразования - твердотопливные и гибридные.
На различных видах подушек безопасности используются следующие газогенераторы:
Вид подушки безопасности
|
Характеристика газогенератора
|
фронтальная подушка безопасности водителя |
куполообразный; с одноступенчатым или двухступенчатым срабатыванием; твердотопливный или гибридный; располагается в рулевом колесе |
фронтальная подушка безопасности пассажира |
трубчатый; с одноступенчатым или двухступенчатым срабатыванием; твердотопливный или гибридный; располагается в верхней правой части передней панели |
боковая подушка безопасности |
трубчатый; с одноступенчатым срабатыванием; твердотопливный или гибридный; располагается на переднем сидении - в спинке, на заднем сидении - в спинке или боковой обшивке |
головная подушка безопасности |
трубчатый; с одноступенчатым срабатыванием; гибридный; располагается в зависимости от модели автомобиля в передней части крыши, между стойками, в задней части крыши |
Твердотопливный газогенератор состоит из корпуса, пиропатрона и заряда твердого топлива. Воспламенение топлива происходит от пиропатрона и сопровождается образованием газа азота.
Гибридный газогенератор состоит из корпуса, пиропатрона, заряда твердого топлива и газового заряда под высоким давлением. Наполнение подушки безопасности происходит сжатым газом, который освобождается выталкивающим зарядом из твердого топлива.
Система управления подушками безопасности объединяет традиционные компоненты:
- датчики удара;
- блок управления;
- исполнительное устройство (пиропатрон газогенератора);
Активация подушек безопасности происходит при ударе. В зависимости от направления удара активируются только определённые подушки безопасности.
Если сила удара превышает заданный уровень, датчики удара передают сигнал в блок управления. После обработки данных всех датчиков блок управления определяет необходимость и время срабатывания подушек безопасности и других компонентов системы пассивной безопасности.
В зависимости от типа и степени тяжести аварии могут срабатывать, например, только натяжители ремней безопасности или натяжители ремней безопасности вместе с подушками безопасности. Блок управления подает электрический сигнал для включения газогенераторов соответствующих подушек безопасности. Газогенератор обеспечивает раскрытие и надувание газом подушки. После соприкосновения с человеком подушка разрывается и сдувается.
Подушки безопасности являются одноразовыми устройствами.
Фронтальные подушки безопасности срабатывают при следующих условиях:
- превышение силы лобового удара заданной величины;
- наезд на твердый прочный предмет (бордюр, край тротуара, стенка ямы);
- жесткое приземление после прыжка;
- падение автомобиля;
- косой удар в переднюю часть автомобиля.
Фронтальные подушки безопасности не срабатывают при ударе автомобиля сзади, боковом ударе, опрокидывании автомобиля.
Условием срабатывания боковых и головных подушек безопасности является превышение силы бокового удара заданной величины.