Привод сцепления
Привод сцепления предназначен для обеспечения работы сцепления. На современных автомобилях применяются приводы сцепления следующих видов:
- механический привод;
- гидравлический привод;
- электромагнитный привод.
Наибольшее применение в автомобиле нашли механический и гидравлический приводы сцепления. Электромагнитный привод используется для автоматизации управления сцеплением.

Механический привод используется в качестве привода сцепления небольших легковых автомобилей. Данный вид привода отличает простота конструкции и невысокая стоимость.
Механический привод сцепления имеет следующее устройство:
- педаль сцепления;
- трос привода сцепления;
- механизм регулирования свободного хода педали сцепления;
- рычажная передача.

Схема механического привода сцепления
Основным конструктивным элементом механического привода сцепления является трос. При нажатии на педаль сцепления усилие через трос передается на рычажную передачу, которая в свою очередь перемещает вилку сцепления и обеспечивает выключение сцепления.
В системе предусмотрен механизм регулирования свободного хода педали сцепления. Необходимость регулировки обусловлена постепенным изменением положения педали сцепления вследствие износа фрикционных накладок.

В гидравлическом приводе сцепления используется свойство несжимаемости жидкости. В качестве рабочей жидкости применяется тормозная жидкость.
Гидравлический привод сцепления имеет следующее устройство:
- педаль сцепления;
- главный цилиндр привода сцепления;
- бачек рабочей жидкости;
- рабочий цилиндр привода сцепления;
- соединительные трубопроводы.

Схема гидравлического привода сцепления
Конструктивно главный и тормозной цилиндры состоят из поршня с толкателем, размещенных в корпусе. При нажатии на педаль сцепления толкатель перемещает поршень главного цилиндра, происходит отсечка рабочей жидкости от бачка. При дальнейшем движении поршня рабочая жидкость по трубопроводу поступает в рабочий цилиндр. Под воздействием жидкости происходит движение поршня с толкателем. Толкатель воздействует на вилку сцепления и обеспечивает выключение сцепления.
Для удаления воздуха из системы гидропривода сцепления (прокачки системы) на главном и рабочем цилиндрах установлены специальные клапаны (штуцеры).
Для облегчения управления на некоторых моделях автомобилей используются пневматические и вакуумные усилители привода сцепления.